Суббота, 27.04.2024Приветствую Вас, Гость! | RSS
zhuravleva irpen psyholog
Главная » 2016 » Январь » 18 » Внимание! Тревожный ребенок.
10:02
Внимание! Тревожный ребенок.

В русском языке слово «тревога» появилось с первой половиной XVIII века и имело значение наступающего характера : « знак к битве» . Несколько позже появилось слово « тревожность», что на сегодняшний день имеет свое обозначение. Психологический словарь объясняет этот термин как —« индивидуальную психологическую особенность,проявляющуюся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.Рассматривается как личностное образование и\или свойство темперамента обусловленное слабостью нервных процессов.»( П.С. 1997г. , с.386) . Термины «тревога» и « тревожность» совсем неидентичны, хотя часто могут смешиваться в литературе. Тревога — это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Тревогу можно определить как по физиологическим признакам: учащенное сердцебиение, сухость во рту, ком в горле; так же и по поведенческим признакам: ребенок барабанит пальцами по столу, качается на стуле, начинает грызть ногти, теребить волосы и т. д. Иногда тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Например, убегая от опасности, человек развивает скорость гораздо выше, чем в обычном, спокойном состоянии. По этой причине тревогу можно разделить на мобилизующую ( дающую дополнительный импульс) и расслабляющую( парализующую человека). Вид тревоги часто зависит от стиля воспитания. Напимер, если родители постоянно убеждают ребенка в его беспомощности, то в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же ребенку часто говорить, что достичь успеха можно только путем преодоления разных трудностей и препятствий, то как правило он будет испытывать мобилизующую тревогу. Изредка возникающее проявление может перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название « тревожность». Если представить, что тревога включает в себя множество эмоций , такие как страх, вина, стыд, грусть и прочее , то страх станет важной составляющей эмоцией. Страх переживают люди в любом возрасте , так называемые «возрастные страхи». Исследования специалистов показали, что знакомиться со страхами дети начинают в младенческом возрасте.С двух лет страхи носят уже более конкретный характер. Это может быть боязнь посещения врача, большой собаки.Позже , примерно с четырех лет конкретные страх плавно перерастают в символические, это страх темноты, одиночества, смерти родителей и т. д. Ближе к пубертату (11-13 лет),ребенок боится «быть не тем», сделать что-то не так. В принципе, наличие у ребенка страхов является нормой, но если страхов слишком много, то пора говорить о тревожности в характере ребенка. Исследования специалистов (РанбургИ.,Поппер П, 1983г ,Захаров А. И.1997г) показали, что чем выше интеллект у ребенка, тем больше страхов он испытывает . Причиной возникновения страхов у ребенка может быть также некая неудовлетворенность родителей своей работой, жилищными условиями,личными отношениями. В дошкольном возрасте у ребенка формируется «школьная тревожность», она связана с переживанием за плохие отметки,из-за угрозы испортить отношения с преподавателями, родителями, сверстниками. Часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики, обвинении себя во многих неудачах. Такие дети часто подвергнуты манипуляциям со стороны взрослых или своих сверстников.Работа с тревожным ребенком в первую очередь должна быть направлена на повышение самооценки, хотя — это только одно из направлений в работе с тревожностью. Конечно же быстрых результатов ждать не следует, так как психика у ребенка - это очень хрупкий и нежный инструмент . Следует помнить, что нарушить звучание этого инструмента можно очень легко, а исправлять неполадки иногда приходится всю жизнь. Снижению уровня тревожности и гармоничному развитию личности в первую очередь способствует благоприятный психологический климат в семьеребенка. Полезно иметь в доме любимого питомца: кошку, собаку, попугайчика, так как потребность любить и заботиться у тревожных детей часто повышена. Важно понимать тот факт, что снижение тревожности у ребенка в первую очередь зависит от его значимости и уверенности в том что он признан и любим таким каким он есть здесь и теперь. Если родители и воспитатели обнаружили высокий уровень тревожности у ребенка и не в состоянии справиться своими силами, они могут обратиться за помощью к специалистам. В настоящее время существует множество психологических центров, в которых работают тренинговые группы, а так же специалисты по работе с проблемными подростками и семейные психотерапевты.

Просмотров: 603 | Добавил: zhuravleva | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar